К основному контенту
Эннеаграмма
Эннеаграмма и психология эннеатипов
Психология эннеатипов — это инструмент внутреннего роста, который помогает выйти из замкнутого круга реакций на внешний мир. Она учит осознанности, освобождая человека от стереотипов, которые мешают личностному развитию. Именно поэтому изучение эннеатипов занимает центральное место в программе SAT, где знание об этих типах становится основой для глубоких изменений и раскрытия потенциала.
Что такое психология эннеатипов?

Психология эннеатипов — одна из самых известных разработок Клаудио Наранхо. Вдохновившись теорией Георгия Гурджиева об Эннеаграмме как универсальной «карте» законов мира и динамики, а также встречей с Оскаром Ичазо, Наранхо создал новую область знаний. Его работа раскрывает скрытые мотивации человеческого поведения и навязчивые стереотипы, которые управляют нашими поступками.

Эта глубокая система, построенная на основе знаний Наранхо в психиатрии, психологии и нозологии, изначально была ориентирована на внутреннее исследование и трансформацию.

По мнению Наранхо, причина нашей отдалённости от самих себя кроется в механизме самозащиты, который вышел из-под контроля. Постоянное стремление «казаться» и соответствовать чужим ожиданиям лишает нас возможности просто быть и принимать себя такими, какие мы есть. Этот разрыв между человеком и его истинным «Я» приводит к внутреннему конфликту, но его можно преодолеть. Понимание эннеатипов помогает восстановить связь с собой, формируя любовь к своему «Я». Это, в свою очередь, становится основой для любви к другим.
Что даёт эннеаграмма на практике?

  • Глубокое понимание собственных мотивов
  • Осознание поведенческих паттернов
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Улучшение отношений с окружающими
  • Личностный рост и самопознание
Эннеатипы

В основе психологии эннеатипов лежат девять типов характера, каждый из которых отражает одну из ключевых скрытых мотиваций, расположенных на вершинах эннеаграммы (от 1 до 9). Клаудио Наранхо описывает эти типы через две формы:
  • краткие формулировки, которые выделяют доминантную «страсть» характера (гнев, гордость, тщеславие, зависть и т. д.).
  • метафорические названия, такие как «воинствующая добродетель» или «эгоцентричное великодушие», которые добавляют образности и глубины.
Кроме того, каждый из девяти типов делится на три подтипа, которые отражают приоритеты и жизненные стратегии человека. Эти подтипы не входят в классическую схему эннеаграммы, но важны для понимания нюансов поведения. Таким образом, психология эннеатипов включает 27 характерных типажей, каждый из которых раскрывает глубинные механизмы, основанные на одной из девяти фиксаций сознания.
Эннеатип 1 «Воинствующая добродетель»
Черты характера:
  • гнев, проявляющийся в форме негодования
  • взыскательность
  • самоконтроль, самокритичность и дисциплинированность
  • желание изменить себя, окружающих, мир к лучшему
  • осуждение, нередко возмущение несправедливостью и несовершенствами
  • предъявление претензий и требований
  • стремление играть роль благодетеля и самолюбование
  • пуританство, склонность к проповедям и морализаторству
  • доминирование
  • придание излишнего значения деталям, вплоть до косности
  • подчинение желаний чувству долга, нередко до полного отказа от любых удовольствий
  • холодность, несмотря на культивируемую доброту
Эннеатип 2 «Эгоцентричное великодушие»
Черты характера:
  • гордыня и страсть к возвеличиванию самого себя, нарциссизм
  • преувеличение собственной ценности и привлекательности
  • стремление найти не самого себя, но свой идеальный имидж, роль, которую можно самозабвенно и артистично исполнять
  • создание иллюзии «абсолютно счастливого человека», ложного благополучия
  • потребность находиться в центре внимания
  • лесть как способ общения с теми, кто потворствует ощущению уникальности, гордыне; презрение к остальным
  • импульсивность, эмоциональность, нередко экзальтированность
  • преувеличенное значение «счастливой» романтической любви как способа подтвердить свою уникальность и значимость; собственническое отношение к ее объекту
  • гедонизм и понимание любви исключительно как получение удовольствия
  • принципиальная нетерпимость к рутине, дисциплине и другим препятствиям на пути беззаботной жизни; неприятие авторитетов
  • подспудное ощущение утраты бытия и своей недостаточной значимости; попытка компенсации с помощью вышеперечисленных черт.
Эннеатип 3 «Внешнее впечатление как залог успеха»
Черты характера:
  • тщеславие и желание быть замеченным «всеми»
  • стремление соответствовать стереотипам «успешного человека», сформированным в обществе
  • рациональность, трезвое и расчетливое мышление
  • самоконтроль и доминирование
  • ориентированность на результат и достижения, которые воспринимаются как способ обрести любовь окружающих
  • умение подать себя с нужной стороны и произвести великолепное впечатление (как в личных отношениях, так и в обществе)
  • наигранность, манипулирование образами и хамелеонство, связанные с желанием соответствовать «идеалу»
  • проблемы самоидентификации и осознания своих истинных желаний
  • сомнения в собственной ценности, абстрагированной от достижений, социального статуса, богатства и других «поводов для любви»
  • стремление быть полностью осведомленным и контролировать все и всех, нередко провоцирующее ощущение «войны на всех фронтах».
Эннеатип 4 «Поиск счастья через боль»
Черты характера:
  • зависть, постоянное сравнение себя с окружающими
  • ощущение собственной ущербности, неполноценности
  • осознание «идеала» как чего-то недостижимого и находящегося вне личности
  • обесценивание достигнутого (например, «человек, меня полюбивший, ничего не стоит»)
  • смятение, отсутствие упорядоченности и гармонии внутреннего мира
  • самокопание, доходящее до мазохизма
  • трагичное восприятие жизни, ощущение невосполнимости утрат
  • стремление к любви и поддержанию отношений, даже если они не приносят удовлетворения
  • склонность к рефлексии и желание «понять» в отношении к окружающим
  • внешняя надменность и чувство превосходства в качестве компенсации постоянного внутреннего самоуничижения
  • стремление к неординарности, изысканности, благовоспитанности
  • артистичность и любовь к искусству, часто идеализирующему боль и страдания.
Эннеатип 5 «Поиск целостности через отчуждение»
Черты характера:
  • абсолютная интровертность и стремление создать «идеальный» внутренний мир
  • изначальная сверхчувствительность, особенно к боли, и страх быть отвергнутым, компенсируемые подавлением способности чувствовать
  • доминирующая в характере ориентация на знания, интеллектуальность, склонность к абстракциям и классификации
  • подмена жизни накапливанием знаний в безрезультатном стремлении «подготовиться» к жизни, позиция «стороннего наблюдателя жизни»
  • стремление к полной автономии и свободе, чтобы безраздельно владеть самим собой и своими внутренними ресурсами
  • попытка избегать любых ситуаций, провоцирующих возникновение чувств, отношений и связанной с ними ответственности
  • страх постороннего вмешательства и потенциальной зависимости
  • подавление потребностей и уход от любви, вплоть до полной потери чувствительности
  • неспособность получать удовольствие вследствие сниженной способности к восприятию и переживаниям
  • нежелание менять свои взгляды и образ мыслей, вплоть до косности
  • бездействие как следствие нежелания проявлять себя во вне, стремления скрыть свои намерения и отсутствия энтузиазма
  • склонность испытывать чувство вины, проистекающее из болезненного опыта: остро нуждающийся в любви ребенок, который не получает ее в достаточной мере, рано принимает решение не любить самому и чувствует свою вину за это
Эннеатип 6 «Преследуемый преследователь»
Черты характера:
  • постоянная тревожность: ощущение страха без видимой внешней или внутренней причины
  • самые различные вариации персональных страхов: боязнь перемен, неизвестности, будущего, страх допустить ошибку, не справиться, быть обманутым, любить и т.п.
  • неуверенность в себе и своих силах, доходящая до полной неспособности действовать и принимать решения
  • боязнь спонтанности и невозможность действовать импульсивно
  • гипернадуманность: попытка во всем увидеть предзнаменование, постоянная настороженность
  • интеллектуальность и склонность к абстрактному теоретизированию как следствие поиска ответов на внутренние вопросы об угрожающем мире
  • логичность мышления, скорее используемая для выискивания потенциальных угроз и проблем, нежели для их разрешения
  • ощущение мира как иерархической структуры. Пренебрежение, нередко агрессия к «нижестоящим» и подобострастная покорность в отношении «вышестоящих»
  • подчинение авторитетам дополняется безоговорочным выполнением правил, предписаний и норм, также связанным с желанием «следовать», а не «идти»
  • применение тактики «лучшая защита – н ападение» в случае, если страх компенсируется позой бесстрашия
  • подозрительность и двойственность, привычка сомневаться во всем и вся, вплоть до сомнений в своих сомнениях
  • постоянное обвинение не только окружающих, но и самого себя. Роль инквизитора по отношению к себе.
Эннеатип 7 «Оппортунистический идеализм»
Черты характера:
  • стремление к бесконечному получению удовольствия
  • поверхностность эмоций, связанная с нежеланием испытывать болезненные переживания и уходом от них
  • чрезмерный оптимизм, иногда противоречащий реальности
  • нарциссизм и самооправдание
  • попустительство и невмешательство, принцип «laissez-faire» в отношении всех и вся
  • склонность к дилетантству, нередко «шарлатанству», поддерживаемая ощущением интеллектуального превосходства и умением нравиться
  • стремление к экстраординарному, нестандартному, «неземному»
  • отсутствие дисциплинированности, вызванное сочетанием абсолютной ценности гедонизма и внутренним ощущением вседозволенности
  • бунтарство и нонконформизм, неприятие косности, однако, скорее идейные, нежели связанные с конкретными действиями
  • при возможной дипломатичности обхождения в отношении авторитетов, ощущение «линейности», а не иерархичности мира
  • создание ощущения легкости и счастья вокруг себя, которое, однако, достигается за счет избегания или заглубления боли
  • ориентированность на будущее и «прожектерство»
Эннеатип 8 «Сила»
Черты характера:
  • сильный импульсивный и ненасытный характер
  • агрессивный гедонизм: наслаждение – любой ценой
  • постоянное стремление к острым ощущениям и их «эскалации»
  • желание не только получить, но и бороться за возможность получить «запретный плод» : борьба в этом случае – то же удовольствие
  • подчеркнутая независимость и деление окружающих на две категории: соперников и «инструменты»
  • антисоциальность и склонность к садизму, вызванные перенесенными в детстве унижениями и страданиями: злоба, затаенная на весь мир
  • ощущение неправомерности любой власти над ними и связанное с этим неприятие и уничтожение авторитетов
  • противопоставление себя миру и стремление доминировать любой ценой
  • бесчувственность, как буквальная, связанная с притупленностью бесконечно усиливаемых ощущений, так и фигуральная, проявляющаяся в жестокости и цинизме
  • нарциссизм, доходящий до эксгибиционизма, и беззастенчивое манипулятивное стремление нравиться
  • жизнь по принципу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача», вытесняет всякую рефлексию и абстрактную интеллектуальность – действовать всегда нужно немедленно и жестко
  • чем результативнее стремление получить удовольствие, тем ниже способность его испытать, что приводит к полной утрате «ощущения бытия»
Эннеатип 9 «Плывущий по течению»
Черты характера:
  • чрезмерная «толстокожесть» : искусственно воспитанная в себе невосприимчивость и полное забвение предшествующего периода глубоких переживаний
  • нежелание не только испытывать чувства, но и соприкасаться с чувствами окружающих
  • тактика «притвориться мертвым, чтобы выжить», лишающая способности быть живым
  • утрата связи со своим внутренним Я: сначала нежелание, а потом и неумение «слышать» себя
  • кажущаяся естественной рассеянность на самом деле – желание не замечать и не участвовать
  • сверхприспосабливаемость как способ сохранения психологического комфорта
  • добродушие и готовность помогать (до полного самоотречения)
  • отчаянное неприятие изменений, консерватизм, жесткое следование привычкам, традициям и т.п.
  • кажущаяся удовлетворенность жизнью и псевдожизнелюбие
  • духовные поиски, всегда ведущие к боли, подменяются эрудированностью и «насмотренностью»
  • нежелание действовать
  • неверие в то, что заслуживают любви, приводит к реализации через принадлежность к группе «заслуживающих» – семье, команде и т.п.